ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ УЧЕНИЕ

Курс для начинающих по вязанию спицами

Процесс образования трикотажного полотна происходит путём вывязывания петель из ниток с помощью двух спиц.
Правильная постановка рук, пальцев позволяет получить ровное петлеобразование и достаточную скорость вязания.
Руки должны быть согнуты в локтях и не иметь опоры, а свободно передвигаться при работе.

При вывязывании петель самыми подвижными пальцами должны быть указательные. Клубок, из которого вяжут, должен лежать перед вывязываемым полотном, смещаясь немного влево, а нитка свободно поступать к рукам.

Навигация по учебному курсу:

Виды петель и их условная запись в раппорте узора:

Набор петель начального ряда

Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так поступают для того, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.

Есть множество вариантов набора петель — из одной нити, из двух, утолщённый накид, с бахромой и прочие. Следует подбирать тот вид набора, который больше соответствует узору вязания. Разберём несколько более распространённых способов.

Простейший набор

Начиная вязание, необходимо набрать основные петли. Этот набор образуют при помощи двух спиц, соединённых вместе. Отмеряют нить втрое длиннее предполагаемой ширины изделия и помещают её на указательном пальце левой руки так, чтобы нить, идущая от клубка, находилась между указательным и средним пальцами. Конец нити, со стороны ладони, оборачивают вокруг большого пальца.

Нити держат в ладони, а большой и указательный пальцы отводят друг от друга. В правую руку берут две спицы и вводят под петлю большого пальца снизу вверх. Затем захватывают нить на указательном пальце и проделывают её сквозь петлю на большом пальце (рис.202, А).

Петлю с большого пальца сбрасывают и накинутую нить подтягивают к спицам (рис.202, Б). Образована первая основная петля.

Набор продолжают, спицы сначала помещают под петлю на большом пальце, потом захватывают нить на указательном пальце и протягивают её через на большом пальце, нить равномерно затягивают на спицах (рис.202, В).

Набор петель одной нитью

Этот набор используют главным образом при образовании петель для пуговиц или по краям изделия, продолжая какой-либо выступ.

Вязание со спицей держат в правой руке и указательным пальцем левой руки накидывают петлю на спицу (рис.203). Таким образом набирают необходимое число петель.

Декоративный набор

Декоративный набор используют в ластиках варежек или в воротниках кофт и джемперов. Его образуют следующим образом: пряжу, предназначенную для набора, складывают вдвое, потом перегибают пополам и в середину помещают спицы. Итак, посредине пряжа четырёхкратна.

Три нити кладут на большой палец, одну нить на указательный палец, спицы остаются в середине (рис.204, А). Петлю набирают в два приёма.

Сначала, как в простом наборе (рис.202), спицы вводят под петлю на большом пальце, захватывают нить на указательном пальце и под нитью на большом пальце спицы с новой петлёй протягивают в исходное положение (рис.204, Б). Во второй раз нить вокруг большого пальца оборачивают со стороны ладони против себя и спицы вводят в эту петлю сверху под нить ладони.

Кончиками спиц нить с указательного пальца протягивают через петлю большого пальца, петлю с большого пальца сбрасывают и нить не слишком туго затягивают (рис.204, В).

Набор двойного вязания

Двойное вязание набирают на цветной нитке, которую потом убирают. На конце пряжи образуют петлю, в которую помещают спицу — нить на указательном пальце.

На большом пальце цветная нитка. Спицу помещают под цветную нитку, потом захватывают пряжу с указательного пальца (рис.205, А).

Каждую следующую петлю набирают так — сначала проводят спицу под пряжу на указательном пальце, потом под цветную нитку и из пряжи указательного пальца набирают петлю на спицу (рис.205, Б).

Первый ряд вяжут следующим образом: 1 пелю снимают не провязав (нить за спицей) и 1 петлю вяжут лицевой вязкой (рис.205, В).

В каждом последующем ряду снятые и лицевые петли меняют местами (рис.205, Г).

Основные петли

Дуга вокруг спицы образует петлю (рис.206). Петля имеет переднюю и заднюю стенки, а нижнюю дугу между двумя петлями называют протяжкой. Самыми простыми и основой для других петель являются лицевые и изнаночные петли.

Лицевую петлю можно образовать двумя способами: вывязывая за переднюю или заднюю стенку. Вязание лицевой петли за переднюю стенку принято считать «классическим». Обычно в литературе под лицевой петлёй имеется в виду именно этот способ вязания, конечно, если нет оговорки, что это следует делать иначе.

Лицевую петлю вяжут следующим образом: правую спицу вводят в петлю спереди передней стенки на левой спице, захватывают нить под спицей правой руки и протягивают через петлю. Новая петля остаётся на правой спице (рис.207 А).

Изнаночную петлю, так же как и лицевую, можно вязать разными способами. Правую спицу вводят в петлю справа налево под передней стенкой. Сверху захватывают нить и протягивают через петлю (рис.207, Б), новая изнаночная петля остаётся на правой спице.

Есть и другие способы вязания лицевых и изнаночных петель, но при них хорошо образуется узор только из лицевых и изнаночных петель. При вязке других видов узоров петли ложатся в ином направлении, нежели при «классическом» способе вязания лицевых и изнаночных петель.

Плоскостное вязание

Кофты, джемперы, платки, шарфы и др. изделия вяжут на двух спицах, один ряд вяжут справа налево (лицевая сторона изделия), а другой обратно (изнаночная сторона изделия). Поэтому если необходимо получить лицевую гладь, то туда вяжут лицевыми петлями, а обратно — изнаночный — изнаночными петлями.

На рис.208 показаны лицевая и изнаночная стороны вязания.

Цилиндрическое вязание

При вязании носков, варежек, юбок, джемперов на пяти или кольцевых спицах нет обратных рядов. При вязании на пяти спицах сначала набирают на две вместе сложенные спицы такое количество петель, какое предполагается вязать на одной спице, потом одну спицу вытягивают из набора, складывают ещё раз их вместе и набирают для второй спицы. Так же поступают и с третьей и четвёртой спицами. Когда набрано необходимое количество петель на 4 спицы, пятой спицей приступают к вязаниию по кругу.

Начало вязания

Лицевая вязка образует односторонний узор. Эту вязку ещё называют чулочной, лицевую её сторону — лицевой гладью, изнаночную — изнаночной гладью.

Если изделие начинают лицевой или изнаночной гладью, то и в том и в другом случаях край заворачивается на лицевую сторону. Поэтому обычно изделие начинают с двухстороннего узора, который не скручивается.

Если изделие предполагается вязать лицевой вязкой, то нижний край вяжут зубчиками или изнаночными петлями.

1 способ: вяжут 5-10 рядов гладью, потом один лицевой ряд вяжут так: 2 петли вместе лицевой петлёй, 1 накид (нить кладут на спицу от себя, (рис.211). Потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до ажурного ряда. Цепочку набора набирают на дополнительную спицу и изделие подгибают по линии ажура (зубчиков). Перед каждой петлёй на спицу помещают одну петлю цепочки набора и провязывают их вместе лицевой петлёй. Следят, чтобы петли по вертикали совпадали, иначе край изделия будет перекошен. При желании край можно не провязывать, а подшить.

2 способ: вяжут 5-10 рядов лицевой гладью, потом один ряд на лицевой стороне вяжется изнаночными петлями, потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до изнаночного ряда. По изнаночному ряду вязание перегибают и привязывают или пришивают так же, как в предыдущем случае. Потом продолжают лицевой узор.

Научившись провязывать всего лишь два вида петель (лицевые и изнаночные), можно освоить любые виды вязок. Сначала самые простые, а потом и более сложные узоры вы найдёте в разделе «Узоры».

Краевые или кромочные петли

Краевые петли в раппорте узора не учавствуют. После подсчёта петель для узора независимо от их количества прибавляют ещё две петли, которые служат только для образования края.

Край изделия может быть вывязан ровным (косичкой) и с узелками.

Ровный край (рис. 209, А).

1-й способ. При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

2-й способ. При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают изнаночной.

Край с узелками (рис. 209, Б).

При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится за спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

Закрепление петель

После окончания вязания изделия или образца последний ряд открытых петель закрепляют. Делать это можно двумя способами.

1-й способ — при помощи спицы (рис.210). Краевую первую петлю, как обычно, переснимают на правую спицу непровязанной. Следующую петлю вяжут лицевой , затем концом левой спицы оттягивают предыдущую пелю, а правой спицей протаскивают через лицевую. После этого оттянутую петлю сбрасывают и повторяют всё сначала до конца ряда. Нитку обрывают и продёргивают через последнюю петлю, тем самым закрепляя вязание.

При таком закреплении можно рекомендовать (особенно в резинках) провязывать петли, чередуя лицевые с изнаночными. В этом случае край изделия хорошо растягивается.

2-й способ — при помощи иглы. Оставляют конец рабочей нитки примерно в три раза длиннее закрываемого полотна и проделывают его в иглу. Иглу пропускают в крайнюю петлю последнего ряда петель с лицевой стороны на изнаночную, затем во 2-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и протягивают через эти три петли рабочую нитку. После этого вводят иглу в 1-ю петлю с лицевой стороны на изнаночную и в 3-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и т. д.

При таком закреплении петель последний ряд растягивается так же хорошо, как и при закреплении петель спицами, только не образуется косички.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора

Лицевая петля (рис.2).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая.

Лицевая скрещенная петля (рис.3).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая скрещенная.

Изнаночная петля (рис.4).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и в петлю справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная.

Изнаночная скрещенная петля (рис.5).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и петлю на левой спице сзади наперёд слева направо от себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная скрещенная.

Две или несколько петель вместе лицевой (рис.6).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой.

Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй (рис.7).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой скрещенной.

Две петели вместе, первую поворачивают (рис.8).

Концом правой спицы предварительно поворачивают первую петлю на левой спице, а затем провязывают, как две петли вместе лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой, первую поворачивают.

Две или несколько петель вместе изнаночной петлёй (рис.9).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 2 вместе изнаночной.

Две петли вместе изнаночной скрещенной петлёй (рис.10).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице сзади наперёд слева направо на себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: Две вместе изнаночной скрещенной.

Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли (рис.11).

При помощи дополнительной спицы вторую и первую петли на левой спице меняют местами так, чтобы вторая стала первой и при провязывании петель вместе закрывала краевые. Провязывают петли как при лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 3 вместе, вторую и первую поменять местами.

Накид (рис.12).

Концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид.

Для образования ажура и прибавления петли в последующем ряду накиды повязывают лицевой или изнаночной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Накид обратный (рис.13).

Правой спицей захватывают рабочую нитку снизу слева направо от себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид обратный.

Для образования ажура последующем ряду накиды провязывают лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой или изнаночной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Двойной накид (рис.14).

Концом правой спицы делают два накида. Для прибавления петель в последующем ряду правый накид провязывают лицевой, а второй — изнаночной петлёй.

В раппорте узора записывают: 2 накида.

Воздушная петля (рис.15).

Образуют петлю из рабочей нитки, набрасывают на правую спицу.

В раппорте узора записывают: 1 воздушная петля.

Петля из нижележащего ряда (рис.16).

Конец правой спицы вводят в петлю , расположенную на один или несколько рядов ниже вывязываемого, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю. Петли, расположенные над вновь образовавшейся петлёй, в зависимости от рисунка сбрасывают или провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из петли нижележащего ряда.

Петли из промежутка между петель нижележащего ряда (рис.17).

Конец правой спицы вводят под горизонтальную нитку между петель нижележащего ряда, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из промежутка между петлями нижележащего ряда.

Из одной петли вывязывают две (рис.18).

Петлю на левой спице провязывают два раза — один раз лицевой, а второй -изнаночной петлёй, после чего её сбрасывают со спицы.

В раппорте узора записывают: из 1 петли — 2.

Из одной петли вывязывают три (рис.19).

Петлю на левой спице провязывают лицевой, не сбрасывая её со спицы, делают накид,который будет второй петлёй, и ещё раз ту же петлю провязывают лицевой, после чего сбрасывают с левой спицы.

В раппорте узора записывают: из 1 петли — 3.

Перемещение петли с наклоном влево (рис.20).

Сначала провязывают вторую петлю лицевой скрещенной за вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой, затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю за спицей, затем первую.

Перемещение петли с наклоном вправо (рис.21).

Сначала провязывают вторую петлю лицевой (или изнаночной) перед вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой (или изнаночной), затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю перед спицей, затем первую.

Перемещение несколько петель с наклоном влево (рис.22).

При перемещении нескольких петель изменяется порядок их провязывания. Нужное число петель переснимают на доп. спицу и оставляют её перед вывязываемым узором. Затем провязывают обычным образом несколько петель, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2-3 петли снимают на доп. спицу перед узором.

Перемещение несколько петель с наклоном вправо (рис.23).

Петли для перемещения переснимают на доп. спицу и оставляют её за вывязываемым узором. Затем вывязывают нужное количество петель с левой спицы, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2 петли снимают на доп. спицу за узором.

Вытянутая петля (рис.24 А и Б).

Если петлю переснять непровязанной с левой спицы на правую, то она займёт два ряда по высоте; если эту петлю и в следующем ряду оставить непровязанной, она ещё увеличится, т. е. вытянется. Рабочая нитка в зависимости от рисунка бедет проходить за вытянутой петлёй или перед ней.

В раппорте узора записывают: 1 петлю переснимают, рабочая нитка за узором (рис.24, а) или:

1 петлю переснимают, рабочая нитка перед узором (рис.24, б).

Если переснимают несколько петель подряд и в нескольких рядах, то образуются отрезки ниток, которые могут служить украшением лицевой стороны изделия. Тогда одну из петель предыдущего ряда провязывают под отрезками ниток (рис.25).

В раппорте узора записывают: 1 лицевая (изнаночная) под отрезками ниток.

Вытянутая петля с накидом (рис.26).

Делают накид, а затем петлю переснимают непровязанной с левой спицы на правую. Рабочая нитка находится на спице вместе со снятой петлёй.

В раппорте узора записывают: накид, 1 петлю переснимают (рис.26 а).

В последующих рядах в зависимости от рисунка можно петлю и накид переснимать непровязанными, предварительно сделав накид.

В раппорте узора записывают: 1 накид, накид и петлю переснимают (рис.26 б).

В последующих рядах накид и петлю провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевой вместе с накидами (рис. 26, в).

Обвивающая петля (рис.27).

Правую спицу направляют в промежуток между петлями на левой спице (например, между 3-й и 4-й), захватывают рабочую нитку спереди назад и вытягивают длинную петлю. В зависимости от рисунка её провязывают в этом же ряду следующей петлёй или в следующем ряду, сохраняя при этом набранное количество петель.

В раппорте узора записывают: вытягивают длинную петлю из промежутка между 3-й и 4-й петлями.

Увеличенные петли (рис.28).

Правую спицу направляют в петлю и по часовой стрелке делают два и более оборотов (накидов) в зависимости от рисунка, а затем вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 увеличенная лицевая петля с двумя накидами.

В последующем ряду накиды сбрасывают, за счёт этого петля увеличивается.

Петли стежками (рис.29).

Правой или левой спицей в зависимости от наклона стежка подхватывают нужную петлю (по узору она может быть увеличенной, вытянутой и т. д.),протягивают в неё рядом расположенные петли и перекидывают её со спицы на петли. Перекинутая петля имеет вид стежка.

В раппорте узора записывают: в 3-ю петлю протягивают две первые.

В описаниях узоров часто повторяется вязание предыдущего ряда.

В раппорте узора записывают: вяжут по рисунку. Это значит, что выполняют вязание не так, как записан раппорт в предыдущем ряду, а как его видят при вывязывании ряда, т. е. если видят вывязываемую петлю лицевой, то и вяжут её лицевой, если изнаночной, то вяжут изнаночной.

Если встречаются накиды, но не указывается, как их вязать, то их провязывают по лицевой стороне — лицевой, по изнаночной — изнаночной петлёй.

Как вязать спицами по схеме?

Последовательное сочетание различных видов петель образует целую гамму вязаных узоров, выбор которых зависит от цвета и фактуры пряжи, назначения и фасона изделия и т. д.

Понятие о раппорте. Схема узора

Узор можно записать текстом и в виде схемы.
Рисунок узорного полотна обычно состоит из повторяющихся элементов. Часть узора, которая повторяется, называется раппортом, или ритмом узора, и в тексте обозначается *-*.

Чтобы не загромождать запись, в звездочки заключаются не все петли по ширине раппорта, а только эта повторяющаяся часть. Петли, расположенные до звездочки, выполняются для симметрии в начале ряда, а расположенные после звездочек — в конце ряда. Определенная комбинация петель может повторяться несколько раз внутри раппорта.

Кроме текстовой записи узор можно прочитать с помощью схемы. Читается она снизу вверх. Все нечетные ряды (1, 3, 5, 7-й и т, д,) обозначают лицевую сторону работы и читаются справа налево, все четные ряды (2, 4, 6, 8-й и т, д.) — изнаночную сторону и читаются слева направо.

В исключительных случаях обычно указывается, какие ряды являются лицевой стороной вязания. Закончив вязание последнего ряда (высоты раппорта), продолжают вязать, читая схему с 1-го ряда, или же с ряда, указанного в конце записи. Ширина одного раппорта ограничивается в схеме небольшими вертикальными линиями.

Если для образца повторяем узор дважды, то умножаем ширину одного раппорта на 2. Следует знать, что для одного и того же узора с вертикальными рельефами формула определения количества петель для начала вязания не всегда одинакова. Если при вязании одной детали изделия в конце ряда прибавляют петли для симметрии узора, то при наборе петель для другой детали этого же изделия петли не прибавляют, чтобы при сшивании детали не нарушился общий вид узора.

При вязании головных уборов на двух спицах первые и последние петли ряда должны составлять ширину одного раппорта, следовательно, в конце ряда не прибавляют петли для симметрии узора.

При вязании шарфов первые и последние петли ряда (края шарфа) должны быть одинаковы, значит, в конце ряда прибавляют петли для симметрии узора.

Словосочетание «как смотрят петли» означает, что над петлями нижнего ряда, которые выглядят с провязываемой стороны как лицевые, вяжут лицевые петли, а над петлями, которые выглядят как изнаночные, вяжут изнаночные летли, то есть в провязываемом ряду повторяем рисунок вязаного полотна предыдущего ряда.

Основные расшифровки условных обозначений при вязании спицами

Ниже приведены расшифровки условных обозначений при вязании спицами.

Урок по теме "Инструменты и материалы для вязания спицами. Начальный ряд. Основные приемы вязания". 6‒8-й класс

Оборудование: Компьютер, проектор, образцы готовых изделий, связанных спицами; набор спиц из различных материалов; различные виды пряжи; образцы, выполненные лицевыми и изнаночными петлями.

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока (Слайд 1).

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили учёные — египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительнокрасивое многоцветное шелковое изделие. Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан — коптов. Как миссионеры они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

С XII века вязание во Франции — уже доходная отрасль промышленности.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Так, в 1612 году пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины, но и сейчас охотно вяжут мужчины в Африке, Индокитае. В современной печати можно встретить упоминания об искусных вязальщиках в Европе и США.

В 1589 году был изобретён первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную.

2. Ознакомление учащихся с предметами быта и одежды, при изготовлении которых использовано вязание.

Слайд 2. А что можно связать спицами? Связать можно все, что захочется. Сейчас рукоделие переживает новый подъем. Вязать, шить, вышивать и плести стало модно. В нашей суматошной жизни рукоделие — чуть ли не единственная возможность побыть наедине с собой, подумать, привести мысли и чувства в порядок.

Слайд 3 ,4. Можно связать различные игрушки.

Слайд 5. Модную шапочку, одежду для своих игрушечных пингвинов или любимого кота.

Слайд 6. Можно связать модную сумку и украсить её розами из лент,

  • уютный кардиган с большим пушистым воротником;
  • оригинальный жилет в сочетании с большим беретом.

Слайд 8. А эти шарфы украсят любую девушку. Для их изготовления использовали меланжевую и однотонную пряжу, разные виды узоров, выполненные не только спицами, но и крючком.

Слайд 9 . На этом слайде вы видите, какие красивые и сложные узоры из «кос» можно связать спицами.

Слайд 10. Вязать можно и для малышей и для взрослых.

Слайд 11. А свитера идут практически всем.

Слайд 12. Джемпер — одежда не только для мужчин. В нем прекрасно выглядят и девушки.

Слайд 13. Эти замечательные пинетки понравятся малышам.

Слайд 14. В рукоделии, будь то шитье или вязание, есть свой большой плюс — мы можем сделать то, чего не будет ни у кого другого. Экономия — не основной, но все же мотив для нас. Эксклюзивная модель из дорогой пряжи обойдется раза в два дешевле, чем в магазине, к тому же станет предметом гордости.

Прежде,чем начать вязание, мы должны решить,что нам нужно, для кого и как это изделие должно выглядеть.

Слайд 15. Теперь мы подбираем пряжу, а её выбор очень богат. Если бы человек не создал нитки, то не появились бы в его жизни крючки, спицы и вязальные машины. А ведь разнообразие ниток, из которых вяжут, — огромно .Из ниток, тесьмы, шнуров, верёвки люди научились создавать прекрасные изделия Вязать можно из любых ниток: шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных и синтетических, льняных и искусственных. Кроме того, если в пряжу добавить вискозные и акриловые нити, то они придадут ей золотистый или серебристый эффект.

Фасонная пряжа изготавливается по особой технологии с добавлением разных по качеству, цвету, свойствам нитей.

Фантазийная пряжа также состоит из смешанных нитей различной фактуры.

Как видите, разнообразие ниток и пряжи велико, но важно правильно определить, что лучше всего подходит для вашего изделия. Для этого лучше всего сначала связать образец, чтобы найти самые выигрышные стороны данных нитей

Слайд 16. Пора подумать и о количестве пряжи, ведь мы уже решили,что будем вязать.

Слайд 17. .Мы с вами уже много всего увидели и пора нашим глазам дать отдых.

Слайд 18 . При работе на компьютере мы должны делать паузы, вот одна из них . Отдохнули? Пора и за работу.

Я думаю, никто не сомневается, что вязание развивает художественный вкус, пространственное воображение, математические способности. Воспитывает характер: упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить дело до конца; тренирует пальцы и кисти рук; развивает координацию движений.

3. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при вязании.

Слайд 19. Все вы, конечно, видели спицы. Они бывают тонкими и толстыми, длинными и короткими, с открытыми и закрытыми концами, круговыми. Делают их из металла и пластмассы, дерева и кости. Спицы разделяют по номерам от 1 до 8. Номер спицы — это её диаметр в миллиметрах. Его надо знать для того, чтобы правильно подобрать спицы для вязания из выбранной пряжи.

Слайд 20. А приходилось ли вам вязать вот такими спицами?

Слайд 21. Для того, чтобы изделие получилось красивым, нужно правильно подобрать спицы — здесь даны полезные советы.

4. Практическая работа. Подобрать для разных видов пряжи спицы соответствующего размера или к имеющимся спицам подобрать нитки.

Слайд 22. А без условных обозначений петель нам будет трудно разобраться в узорах. Только следует учитывать, что не во всех журналах эти обозначения одинаковы.

  • необходимо, чтобы положение тела при вязании было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку стула;
  • рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны;
  • нельзя делать во время работы резких движений руками со спицами — можно поранить рядом сидящего.

Слайд 24, 25, 26. Любое вязание начинают с набора на спицы определённого числа петель, которые образуют начальный ряд, Он затем становится нижней кромкой вязания.

При средней толщине пряжи на одну петлю расходуется 1-1,5 см нити. Поэтому для набора, например 30 петель небходимо отмерить конец нити длиной 1,5 * 30 = 45 см.

Задание 1: Научиться правильно набирать необходимое количество петель.

Слайд 27. Правильное положение рук при вязании уменьшает усталость.

Слайд 28. Маленькая хитрость: для того, чтобы край изделия получился красивым, первую петлю каждого ряда снимают с левой спицы на правую не провязывая.

Задание 2. Научиться вязать лицевые петли.

Слайд 29. Начинают учиться вязать с лицевых петель. После фронтального показа и объяснения начинается индивидуальная работа, а так как степень готовности к вязанию у каждой ученицы разная, то и подход должен быть различным. Одним достаточно объяснения учителя и наглядного пособия перед глазами, а с другими необходимо заниматься индивидуально, до полного усвоения материала.

В такие моменты очень помогает компьютерная поддержка: можно вернуться назад, ещё раз просмотреть пошаговые инструкции.

Слайд 30 . Так выглядит лицевая сторона изделия.

Учитель делает целевые обходы, следя за положением рук со спицами во время работы, контролирует приёмы выполнения петель.

Задание 3. Научиться вязать изнаночные петли.

Слайд 31. Так вяжутся изнаночные петли.

Слайд 32. А это образцы изделий, связанные изнаночными петлями.

Слайд 33. Освоив азы — девушки вяжут образцы платочного вязания — лицевыми петлями.

Слайд 34. Связав образец, необходимо закрепить петли последнего ряда.

Слайд 35. Чулочное вязание — лицевыми и изнаночными петлями

Слайд 36. Резинка получается при чередовании лицевых и изнаночных петель.

Слайд 37 . Полезные советы.

1. Беседа с учащимися по вопросам:

С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?

Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

Учитель. Итак, беседуя с вами, я убедилась, что вы заинтересовались этим видом рукоделия, поняли, что слова «сделано вручную» означают эксклюзивность данного изделия, его неповторимость.

Большинство из вас сегодня, впервые взяв в руки спицы, уже освоили последовательность набора начального ряда петель и приёмы выполнения лицевых и изнаночных петель. Хочется отметить несколько хороших работ, выполненных аккуратно, с нужной плотностью. Остальным нужно ещё потренироваться. Чем больше вы будете вязать, тем ровнее и красивее будут ваши образцы.

3. Выставление оценок, их аргументация.

4. Уборка рабочего места.

Домашнее задание: связать образцы платочного, чулочного вязания и резинку 2*2. Образцы приклеить в тетрадь.

  • Svetlana-Businka (из интернета)
  • Носочки для змеючки.

Слайд 39. Сделаем небольшую паузу и полюбуемся движением иглы, переплетающей ниточки впрямую строчку. Ее движение завораживает как и вязание.

Слайд 40 Рукоделие — это удивительный вид творчества, позволяющий создать шедевр за короткий срок. Дерзайте, творите и вы получите истинное удовольствие от вашей работы.

Список использованной литературы.

1. Максимова Ю.А. Ручное вязание. М.,1959

2. Учусь вязать. Пособие для начинающих. Киев, 1991

3. Голондарева Н.Б. Технология 8 класс. Волгоград, 2003

4. Авт. сост. О.В. Павлова. — Технология 7 класс. Поурочные планы — Волгоград., 2006

5. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс учебник под ред.Сасовой И.А. — М., Вентана-Граф, 2008

ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ УЧЕНИЕ