ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ НАБОР ПЕТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО РЯДА

Вязание крючком и спицами.

Схемы, советы и модели, техника и уроки для начинающих.

  • Объявления:

Набор петель начального ряда

Как набирать петли начального ряда и виды петель

Вязаные изделия могут быть плоскими и круглыми (трубчатыми).

Плоским, или прямым, полотном вяжут большую часть изделий: шарфы, некоторые модели шапок, свитеры, жакеты, жилеты, платья, юбки.

Крупные изделия — джемперы, свитеры, платья и пр. — обычно вяжут из отдельных деталей плоской формы. Такие детали вяжите рядами, идущими в прямом и обратном направлениях: выполнив один ряд, спицу с петлями из правой руки переложите в левую и вяжите следующий ряд в обратном направлении.

Вкруговую обычно вяжут перчатки, варежки, носки, чулки, некоторые изделия покроя реглан и шапки.

При круговом вязании начальный ряд выполняйте на 2-х, а затем распределите его поровну на 4 спицы. Вяжите 5-й дополнительной спицей.

В этом случае вязание производится все время в одну сторону. При любом вязании необходимо вначале образовать первый (начальный) ряд петель, который должен растягиваться так же, как и последующие ряды. Число петель в нем определяется длиной или шириной изготовляемой части изделия.

Начальный ряд петель обычно набирают на 2-х спицах, сложенных вместе. Делают это для того, чтобы петли не были слишком затянуты и не затрудняли вязание следующего ряда.

Образовать начальный ряд петель на спицах можно несколькими способами. Наиболее распространенные из них — простое накидывание и накидывание накрест. При образовании начального ряда петель простым накидыванием нить располагайте на пальцах левой руки (рис. 2.1, а) и, вводя спицы правой рукой, захватывайте ими нить с указательного пальца.

Лёгкий способ набора петель спицами

Концы нити а и б в это время должны быть скрещены. Затем снимите нить с пальца и оттяните (рис. 2.1, б). Для выполнения 1-го ряда накидыванием петель накрест (рис. 2.2, а) нить располагайте на пальцах левой руки так, как показано на рис. 2.2, б, причем конец нити, спускающийся с большого пальца, должен быть такой длины, какая требуется для образования начального ряда петель (из расчета 1—1,5 см на петлю в зависимости от толщины спиц).

2 спицы, сложенные вместе, введите под нить б (рис. 2.2, в), лежащую на большом пальце, захватите спицами нить с указательного пальца, проведите ее через петлю на большом пальце (рис. 2.2, г), освободите большой палец из петли и затяните им нить. Так образуется 1-я петля. Чтобы образовать следующие петли, нить снова расположите на пальцах так, как показано на рис. 2.2, б, и последовательно повторяйте указанные выше действия.

Ряд петель, образованный простым накидыванием, растягивается меньше, чем последующие ряды. Более эластичен ряд петель, образованный накидыванием накрест. Набор петель для утолщенного края.

Для получения утолщенного края (рис. 2.3, а, б, в) конец нити сложите втрое и расположите в левой руке так, чтобы тройная нить лежала на большом пальце, а одинарная (основная) — на указательном. 2 спицы, сложенные вместе, введите в петлю и образуйте 1-ю петлю (эта петля будет утолщенной). Для образования 2-й петли захватите тройную нить с наружной стороны большого пальца. Следующую, 3-ю петлю образуйте, захватывая тройную нить с внутренней стороны большого пальца.

Продолжайте набирать петли поочередно с наружной и с внутренней стороны большого пальца. Вы получите ряд петель, которые расположатся парами. Поверните вязанье на изнаночную сторону, освободите одну спицу и провяжите каждую петлю пары лицевой или изнаночной петлей в зависимости от узора нижнего края изделия (рис. 2.4, а). Для получения ажурного края свяжите ажурный ряд, делая накид перед каждой парой петель, а петли пары провязывайте вместе изнаночной петлей. Затем свяжите 2 ряда платочной вязкой или резинкой 1×1 (рис. 2.4, б).

Начальный ряд с утолщенным Краем и бахромой (рис. 2.3, а—ж). Набирайте петли так же, как и для утолщенного края, только после каждой пары петель делайте для бахромы по 2 накида тройной нитью.

Поверните вязание на изнаночную сторону, освободите одну спицу и свяжите ажурный ряд, делая накид перед каждой парой петель, а петли пары провязывая вместе изнаночной. Накиды, образующие бахрому, сбрасывайте с левой спицы. Затем свяжите 2 ряда платочной вязкой (рис. 2.4, в).

Утолщенный зубчатый край (рис. 2.4, г). Наберите петли обычным способом (рис. 2.1), оставив длинный конец нитки. Провяжите все петли по 2 вместе лицевыми толстой двойной нитью (к основной нити присоедините оставленный конец). После провязывания этого ряда число петель станет вдвое меньшим.

В следующем ряду (лицевая сторона вязания) провяжите все петли лицевыми основной нитью.

Изнаночный ряд вяжите резинкой 1×1, вывязывая изнаночные петли над изнаночными, а лицевые — из промежутков между ними (число петель начального ряда будет восстановлено).

Провяжите еще 4 ряда резинкой 1×1 и дальше вяжите основным узором изделия. Чтобы зубчатый край не стягивал нижний край изделия, количество петель этого края берите на 15—20 петель больше расчетного, а затем убавьте лишние петли (см. «Для чего нужен контрольный образец»).

Существуют и другие декоративные способы набора петель для начального ряда. Они характерны для приемов вязания народных мастеров этого вида творчества. Посмотрите на рисунок 2.5, а—е — такими способами набирают петли для начального ряда изделий, связанных орнаментом, латышские, эстонские и немецкие вязальщицы.

УРОК 1 Набор петель начального ряда

Познакомимся с классическим набором петель на образце.

Образец будем вязать на 20 петель

Как начать вязание. Универсальный набор начального ряда петель

1. Для набора петель от клубка отмотайте нить длинной 7 сантиметров (это «хвостик»). Прижмите конец хвостика посередине к сложенным вместе спицам

2. Намотайте нить на две сложенные вместе спицы столько раз, сколько нужно петель для набора начального ряда – в нашем случае 20 раз

3. Снимите накрученную нить со спиц – это и есть нужная вам длинна для набора начального ряда (с маленьким запасом – с «хвостиком»)

4. Отмотанную нить перегните пополам и повесьте ее на указательный палец левой руки так, чтобы отмеренный конец нити смотрел на большой палец

5. Затем сделайте петлю на большом пальце (накинуть нить на большой палец снизу вверх) и соедините оба конца на ладони, зажимая нить третьим, четвертым и пятым пальцами

6. Две спицы, сложенные вместе, введите в петлю на большом пальце снизу вверх, захватите нить, лежащую на указательном пальце, и протяните ее в эту петлю

7. Освободите большой палец из петли и, раздвигая нити указательным и большим пальцами, затяните на спице 1-ю петлю

8. Снова введите концы спиц в петлю, образованную вокруг большого пальца, и захватите нить с указательного пальца

9. Аналогичным образом набирайте и последующие петли

10. Набрав нужное (в нашем образе 20 петель) количество петель, вытяните одну спицу

Урок 1. Набор петель начального ряда. Лицевые петли. Кромочные петли

Набор петель. Бабушкина петля. Платочное вязание

Вариантов набора петель для начала работы немало: из одной или двух нитей; с утолщенным или ажурным краем; с бахромой; из сдвоенных петель и т. д. Однако из всего этого разнообразия способов нужно выбрать тот, при котором край изделия будет удачно сочетаться с узором вязки.

Способ1. Набор петель начального ряда из одной нити ‑ воздушные петли (рис.1)

Рисунок 1. Воздушные петли

В правую руку возьмите конец нити и одну спицу. Продолжение нити зажмите в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем и далее поместите ее на указательном.

Введите спицу острием на себя под нить на указательном пальце. Образовавшуюся петлю сбросьте с указательного пальца и затяните на спице. Все остальные петли набирайте точно так же, стараясь затягивать их с одинаковым усилием.

Этот способ обычно применяют, когда нужно получить очень тонкий край трикотажного полотна (полезные советы по вязанию).

Попробуйте набрать им 20—30 петель.

Способ 2. Набор петель начального ряда из двух нитей (рис.2)

Рисунок 2. Воздушные петли

Пожалуй, это самый распространенный способ.

Нить от клубка поместите в левую ладонь (рис. 2.1). Длина, свисающего конца должна быть вдвое больше ширины полотна, для которого набирают петли. Обведите нить вокруг большого пальца левой руки против часовой стрелки (рис. 2.2), затем положите нить на согнутый указательный палец и далее зажмите ее в левой ладони вместе с концом нити (рис.2.3).

Две спицы, сложенные вместе, введите под нить с внутренней стороны большого пальца (рис.2.4), повернув спицы вправо, захватите нить с указательного пальца (рис.2.5) и протяните в петлю на большом пальце (рис. 2.6).

После этого сбросьте петлю с большого пальца, тут же подведите его под нить и, раздвигая большой и указательный пальцы в противоположные стороны, туго затяните петлю на спицах (рис. 2.7) — образовалась 1-я петля.

Теперь, не сбрасывая нитей с пальцев, отведите влево большой палец левой руки, отчего на нем получится петля (рис.2.8). Со стороны ладони введите спицы в эту петлю снизу вверх (под переднюю нить), захватите нить с указательного пальца и протяните ее в петлю.

Затем повторите те же движения, что и при образовании 1-й петли, на спицах получилась 2-я петля. Следующие петли выполняйте так же, как 2-ю. Чтобы нижняя цепочка (основание петель) не перекручивалась вокруг спиц, указательным пальцем правой руки придерживайте каждую новую петлю. Для тренировки наберите 30-40 петель.

Способ 3. Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой (рис. 3)

Набирают петли на 2 спицы точно так же, как при способе 2, с той лишь разницей, что конец нити, из которого образуется петля на большом пальце, складывают вдвое (нить, лежащая на указательном пальце, остается прежней толщины). При таком наборе петли начального ряда получаются толщиной в одну нить, а нижняя цепочка — в 2 нити.

Утолщенный край используют для моделей из мохера, для укрепления нижней кромки трикотажного полотна в повседневной одежде и т. д.

С более сложными вариантами набора петель, которые требуют определенного навыка в работе, вы сможете познакомиться в уроке 5.

Лицевые петли

Строение лицевой петли (рис. 4) позволяет выполнять ее двумя способами: за переднюю стенку (способ 1) и за заднюю (способ 2).

Способ 1. Вывязывание лицевой петли за переднюю стенку

Этот способ вывязывания лицевой петли принято считать классическим. В литературе по вязанию имеется в виду именно он, разумеется, если нет оговорки, что петлю следует выполнять иначе. Вязание лицевыми и изнаночными часто используется для игрушек, посмотрите, например, такое вязание мыши.

Упражнение 1. Платочное вязание из лицевых петель, вывязанных за передние стенки

Это вязанье еще называют репсовым, веревочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании воротников, планок, шарфов и т. д. Опытные вязальщицы сами придумывали красивые узоры спицами.

Наберите 29 петель на 2 спицы, сложенные вместе, и вытяните одну из спиц. Возьмите в левую руку спицу с набранными петлями (левая спица), в правую — рабочую спицу (правая).

Нить, идущая от клубка, должна лежать на указательном пальце левой руки, зажиматься между указательным и средним пальцами и далее между безымянным и мизинцем.

Прежде чем связать 1-ю лицевую петлю, нужно снять, не провязывая, крайнюю петлю — кромочную. Для этого введите в нее рабочую спицу справа налево (рис. 4.1) и переведите на нее петлю, нить при этом лежит на левом указательном пальце. Условимся, что и в дальнейшем в начале каждого ряда крайнюю петлю будем снимать, не провязывая (последнюю пока будем вязать лицевой).

В процессе вязания этим петлям отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. В построении узоров кромочные петли не участвуют, поэтому и не входят в счет петель, из которых строится узор.

Рисунок 3. Начальный ряд петель

Например, если указывается, что нужно набрать 25 петель, то из них только 23 образуют узор, а 2 являются кромочными (по одной с каждой стороны вязанья). Поэтому принято считать 1-й петлей ту, которая находится рядом с кромочной.

После того как кромочная петля снята, введите правую спицу в следующую петлю слева направо (рис.4.2) и, захватив рабочую нить с указательного пальца, протяните ее в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую. Точно так же провяжите все остальные петли начального ряда. Образовался 1-й ряд. Левая спица освободилась и теперь станет рабочей.

Чтобы связать 2-й ряд, свободную спицу возьмите в правую руку, а работу поверните противоположной стороной к себе и расположите в левой руке. Как и прежде, кромочную петлю снимите, не провязывая, а все остальные петли вяжите лицевыми за передние стенки. Аналогично начинают и вяжут все последующие ряды. Когда высота вязаного полотна достигнет половины его ширины (например, если ширина 10 см; вверх свяжите 5 см), работу приостановите и вязанье оставьте на спице. Для следующего упражнения приготовьте нить той же толщины, но другого цвета (лучше контрастного).

Рисунок 4. Схема строения лицевой петли

Учтите, что первые 12 упражнений, которые помогут вам усвоить основные элементы ручного вязания, необходимо выполнять в виде цельного полотна одними и теми же спицами и нитью одинаковой толщины. При этом число петель для каждого очередного упражнения остается умышленно неизменным — 29.

Такие условия неслучайны. Полотно, которое вы свяжете разными узорами из одного и того же количества петель, будет неодинаковым по ширине, так как каждый из видов вязки имеет свои определенные свойства.

Предлагаемый способ выполнения работы поможет наглядно познакомиться с некоторыми особенностями трикотажного полотна и научит внимательнее относиться к выбору узоров, особенно если их приходится соединять в одной модели.

Упражнение 2. Платочное вязанье полоску. Продолжайте вязать полотно лицевыми петлями за передние стенки, меняя цвет нити через каждые два ряда, нить при этом обрывайте. Начиная работать нитью другого цвета, провязывайте ею кромочную лицевой петлей. Это редкий случай, когда кромочную петлю не снимают, а провязывают. Выполнив работу, вязанье оставьте спице.

Способ 2. Вывязывание лицевой петли заднюю стенку («бабушкина» лицевая петля)

Рисунок 4.2. Лицевая петля за заднюю стенку

«Бабушкины» лицевые петли используются в ручной вязке только в определенных случаях, это, как правило, оговаривается. В литературе по вязанию их называют по-разному: прямая петля; лицевая, провязанная за нижнюю дольку; лицевая, подхваченная сзади; лицевая за нижнюю нить и т. п.

Все названия условны, и, которое из них можно считать наиболее удачным сказать трудно.

Упражнение 3. Платочное вязанье из лицевых петель, вывязанных за задние стенки.

Это вязанье несколько плотнее, чем предыдущие. Лицевые петли вязать неудобно из-за структуры полотна (стенки петель у основания перекрещены).

Рисунок 4.3. «Бабушкина» лицевая

1-й ряд и все последующие — лицевые петли.

Работу выполняйте на том же полотне. Положение пальцев и нити точно такое же, как при вывязывании лицевой способом 1: кромочную снимите, в следующую петлю введите спицу справа налево (рис. 4.3) и, захватив нить с указательного пальца, протяните в петлю, переведите новую петлю с левой спицы на правую.

«Бабушкиными» лицевыми свяжите полотно нужной высоты и оставьте работу на спице.

Прежде чем перейти к уроку 2, внимательно прочтите практические советы к уроку 1. Не забывайте о них, вывязывая тренировочное полотно. Достаточно потренировавшись, начинайте упражнения, помещенные в следующем уроке.

ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ НАБОР ПЕТЕЛЬ НАЧАЛЬНОГО РЯДА